Наши адреса:

г. Салехард, ул. Чубынина, 24,

"Арт-центр", режим работы: с 08:30 до 18:00,  перерыв: с 12:30 до 14:00 , выходные - суббота, воскресенье.

График работы сувенирной лавки

 

г. Салехард, ул. Республики, 11, "Выставочный зал", режим работы: с 08:30 до 18:00, перерыв: с 12:30 до 14:00, выходной -  воскресенье.

 

г. Салехард, ул. Ламбиных, 1,  "Комплекс городской Усадьбы", режим работы: с 11:00 до 18:00, без перерыва, выходной - понедельник.

 

Приуральский район, п. Горнокнязевск, ул. Северная, д. 2, филиал ГАУК ЯНАО "ОДР" "Природно-этнографический комплекс в п. Горнокнязевск", режим работы: с 10:00 до 18:00, без перерыва, выходной - понедельник

Телефоны:

8(34922) 3-85-11 -приемная

8(34922) 4-04-28- методический отдел и мастерские

8(34922) 4-07-93 - выставочный зал

8(34922) 4-04-77 - комплекс городской Усадьбы

8(34993) 2-13-46 - ПЭК в п. Горнокнязевск

 
 

 

 

   

 

Проект “История одного экспоната”

Венская мебель
В экспозиции Комплекса городской усадьбы находятся несколько предметов венской мебели: стол, этажерка и стулья.
История этой мебели насчитывает более 150 лет. Конечно же, самыми знаменитыми из всей венской серии стали стулья, которые и дали название всему стилю мебели из гнутого дерева. Венские стулья считаются настоящими мебельными шедеврами. Ими восторгались знаменитые архитекторы, запечатлевали на своих полотнах Дали и Пикассо, снимали в кино. Музей Дизайна (Design Museum, London) издал книгу "50 стульев, которые изменили мир" ("Fifty Chairs That Changed the World"), где в числе первых в ней описан венский стул. Известный архитектор Ле Корбюзье сказал по поводу венских стульев: "До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции".
 И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией. 
До конца XIX века было произведено около 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе, Америке, России. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Это был не только абсолютный успех, но и грандиозный переворот в дизайне и промышленном производстве мебели. 
С чего же все началось?
В середине XIX века в Европе господствовал стиль бидермейер: мебель этого стиля отличалась массивностью, практичностью и плавными изгибами мебельного контура. Но Михаель Тонет не стал последователем этого популярного направления, а начал искать новые подходы в изготовлении и дизайне мебели.
Михаэль Тонет родился в 1796 году в маленьком немецком городке Боппард на Рейне, работал столяром и в 1819 году открыл в родном городе небольшую мастерскую, где начал проводить эксперименты в технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибал в разных направлениях, придавая ей любые формы. Так появилась новая мебель, которая могла бы и не приобрести всемирную популярность, если бы не счастливый случай: образцы мебели Тонета, представленные на выставке, увидел канцлер Австрии Клеменс фон Меттерних. Придя в восторг от мебели Тонета, он пригласил молодого мебельщика переехать из Боппарда в Вену, пообещав при этом ему свою поддержку. Так Тонету посчастливилось поучаствовать в оформлении нескольких дворцов благородных семейств, получить известность и покровительство. 1 ноября 1853 года М.Тонет перевел свое предприятие на пятерых своих сыновей и назвал фирму «Братья Тонет».
В конце 50-х гг. XIX века Тонет запустил в серийное производство 14-ю по счету модель стула, самую простую и безупречную. Стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым, его даже прозвали "Chanel №5 мебельного мира". Именно от него и пошло название "венский стул" и представление о венской мебели вообще.
Этот стул собирался с помощью винтиков без использования сильного клея. А ящик, в который упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем всего в 1 куб. м. Число деталей стула № 14 было сведено к минимуму - к шести, а конструкция доведена до совершенства. Существует легенда, что прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Разве современные стулья на такое способны?...
Заказы сыпались на фирму Тонета со всех сторон: уличные кафе, рестораны, конторы и присутственные места со всего мира покупали его мебель вагонами. Тонет начинает открывать фабрику за фабрикой - в Моравии, Быстрице, Германии и Российской империи - в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели велась через собственные магазины и склады фирмы в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, а также на Нижегородской ярмарке. Венская мебель была очень популярна в России.
"Гнутая, венская, буковая мебель фирмы "Тонет", вошедшая ныне во всеобщее употребление, продается во многих мебельных магазинах...", - отмечали справочники 1870-х гг. Крупнейший магазин венской мебели в Москве был на Кузнецком мосту, а в Петербурге - на углу Невского и Большой Морской. С 1871 г. и до самой революции здесь располагались магазины и фабричные склады с полным ассортиментом мебели фирмы "Братья Тонет".
В России, как и по всей Европе, венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений и постепенно добралась до залов Государственной Думы, судов и даже вагонов-ресторанов. С того момента, как фирма "Братья Тонет" становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах дворцов. В дворянских усадьбах, в дворцовых залах она соседствовала с дорогими старинными изделиями. Без венской мебели уже не могли обойтись в богатых домах, когда надо было принять большое количество гостей на домашних концертах и вечерах, столь популярных на рубеже XIX-XX вв. Многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия вписались и в эклектичные купеческие интерьеры, и в изысканные жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан. И, конечно, оказались очень кстати на дачных верандах и в садах имений. Венский стул, запечатленный на страницах книг, на множестве картин и фотографий, был молчаливым спутником и свидетелем человеческой жизни.
Деятельность представительств фирмы "Тонет" в России прекратилась в 1917 г., магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране. Вместе с  людьми они пережили революцию, войну, строительство социализма, времена застоя и мирно дожили на кухнях и в гостиных до наших дней, оставаясь всем знакомым и привычным предметом интерьера. 
 

kultnasledDepartament121122111nbyanaox 00dcdaaeocnkteldovii

Май, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031